Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых, …если бы процессы, с которыми они связаны, удивление и любопытство, тяга к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от взрослого увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество. (Д.Моррис)
Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому, я считаю, нужно как можно шире применять нестандартные уроки.
Годы преподавания предмета позволили мне увидеть противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие умения человека – отдается воле случая.
Это противоречие побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на развитие творческих умений учащихся посредством нестандартных уроков.
Из курса общей психологии известно, что способность использовать имеющиеся данные, знания и понятия, оперировать ими для выявления существенных свойств вещей и успешного решения определенных теоретических ими практических задач называется умениями.
Важнейший элемент умений - способность распознать тип задач, обнаружить, усмотреть в имеющихся данные те свойства и отношения, которые существенны для решения поставленной задачи.
Психологи обнаружили ряд факторов, способствующих или мешающих формированию умений. Одним из таких факторов является отчетливое выделение, или наоборот, замаскированность в исходных данных существенного для задачи отношения. Другой фактор – это установка ученика. Важнейший фактор – это охватывание всей ситуации в целом, а не отдельных ее элементов.
Значительное влияние оказывает предшествующие знания учащихся. Если в них оказались существенным те отношения предметов, которые не важны для данной задачи, то эти знания препятствует решению. Исходя из этих факторов, я разработала ряд приемов, облегчающих усмотрение, помогающих учащимся.
1.Разьяснение принципов решения. Примером могут служить типовые схемы решения различных информационных задач.
2.Отчетливое выделение или подчеркивание существенных для задачи данных и отношений.Это может быть достигнуто соответствующей формулировкой задания, специальными указаниями учителя, на что следует обратить внимание, и так называемые подсказки.
3. Анализ задачи.
Формирование творческих умений– это овладение всей сложности системной операции по выявлению и переработке информации, содержащейся в знаниях и получаемой от предмета, по сопоставлению и соотнесению с действиями.
Формирование творческих умений выступает прежде всего как продукт углубления знаний. В моей системе умения формируются на основе освоения понятий о различных сторонах и свойствах изучаемых объектов.
Главный путь формирования творческих умений – это приучение учащихся видеть различные стороны в объекте, применяя к нему разнообразные понятия, задачи.
Я считаю, что для успешного формирования творческих умений необходима организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Поиск средств развития личности учащихся заставил обратиться к психологической теории, потребовал знания психологических механизмов, действующих в учебном процессе. Таким средством являются нестандартные уроки.