Дородникова И.М., Румянцева Т.В., Дементьев А.Ф.
Волгоград, Волгоградский государственный технический университет.
Предложена совокупность принципов, позволяющих создавать электронные учебные пособия по математике на современном уровне развития информационных технологий, а также адаптировать созданные пособия к конкретному учебному процессу во время работы. Разработана методика их использования как во время работы в классе, так и в самостоятельной работе не только как пассивного средства обучения, но и как средства активизации умственной деятельности учащихся, как объекта совершенствования и доработки со стороны ученика и учителя.
Образование, как одна из важных областей человеческой деятельности, имеет свои задачи, в которых компьютер используется не менее активно, чем в других. При этом сфера применения компьютеров в образовании имеет существенную специфику.
Дело в том, что в образовательной деятельности ЭВМ выступают и как объект изучения в общем образовании и при подготовке специалистов самых разных областей, и как средство обучения - учебное пособие и техническое средство обучения, и как средство автоматизации управленческой деятельности.
Наибольший интерес для методических разработок представляет применение компьютера как средства обучения. Именно наличие таких возможностей и определяет значительную долю интереса к использованию вычислительной техники и информационных технологий в образовании, указывается как наиболее перспективное и многообещающее направление развития.
Малое распространение компьютерных педагогических технологий связано с тем, что компьютер чаще всего выступает в роли вспомогательного технического средства, средства быстрого повторения, средства создания игрового момента, то есть дополнения к учебному процессу. Причем такого дополнения, без которого легко можно обойтись. Такой подход нелогичен в настоящее время, когда компьютеры достаточно распространены (в том числе в школах) и число их достаточно для организации учебного процесса с их активным использованием. В то же время ощущается недостаток преподавателей-предметников, имеющих достаточный уровень соответствующей методической и технической подготовки.
Для полноценного использования всего потенциала информационных технологий при решении задач образования необходимы соответствующие технические и методические разработки.
В последние годы в связи с возросшими требованиями к математической подготовке выпускников общеобразовательных учреждений изменяются методы преподавания в школах. Особое повышенное внимание уделяется классам профильного направления, в которых математика преподается по программе расширенного и углубленного изучения.
Поэтому внедрение в нашем учебном заведении новых информационных технологий с целью повышения эффективности изучения математики приобретает весомое значение. В настоящей работе предпринимается попытка найти подходы к созданию «компьютерных вариантов» одного из традиционно основных средств обучения - учебных пособий.
Анализируя имеющиеся электронные учебники по школьной математике можно заметить, что подавляющее большинство этих программных продуктов ориентированы на применение их в качестве средств повторения и отработки навыков и приѐмов решения типовых задач. Это отражается в первую очередь в названии: «Репетитор», «Репетитор по математике...», «Обучающая программа для школьников и абитуриентов» и т.д.
Такой подход оправдан с коммерческой точки зрения, но не позволяет полноценно использовать возможности информационных технологий на уроках. Дело в том, что каждое такое средство содержит ограниченное количество сведений и направлено в первую очередь на выполнение запланированной разработчиками методики. Причѐм другое использование будет, в силу технических особенностей, гораздо более затруднительным, чем в обычном учебнике. Такой способ нельзя считать достаточным для решения поставленной задачи наиболее полного и эффективного использования средств информационных технологий в обучении , а разработки - соответствующим самому понятию «учебника».
Таким образом, разработка технологии создания электронных учебных пособий по математике, позволяющих использовать компьютер как основное средство обучения, применимое и во время уроков и для самостоятельной работы, дающих учителю возможность вносить структурную и содержательную правку в содержание пособия - актуальная тема исследования.
При разработке электронного учебника по математике нами учитывались следующие обстоятельства:
• электронное учебное пособие должно быть предназначено не только для обучения собственно предмету, оно должно служить средством изучения методов и способов работы и с другими информационными системами;
• электронное учебное пособие должно соединять в себе существующие возможности и справочно-информационных систем, и систем автоматизированного контроля и обучения;
• электронное учебное пособие, в отличие от бумажного, должно позволять точнее учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счѐт вариативного изложения материала и организации обратной связи;
• основная цель применения компьютеров - повышение эффективности за счѐт автоматизации механических операций, таких как проверка решения типовых задач, поиска нужной информации и т.п.;
• необходимы средства адаптации электронного учебного пособия к конкретному учебному процессу, поскольку невозможно предсказать, каким именно образом разработка будет использоваться во время обучения;
• электронное учебное пособие должно предоставлять возможности разработки дополнительных компонентов самого разного назначения и их интеграции в среду пособия.
Нами была предложена совокупность принципов, позволяющих создавать электронные учебные пособия по математике на современном уровне развития информационных технологий, а также адаптировать созданные пособия к конкретному учебному процессу во время работы; предложена методика их использования как во время работы в классе, так и в самостоятельной работе не только как пассивного средства обучения, но и как средства активизации умственной деятельности учащихся, как объекта совершенствования и доработки со стороны ученика и учителя.
Подход к электронному учебному пособию как к открытой информационной системе позволит учителю перестраивать и модифицировать содержание и порядок его изложения для применения в конкретном учебном курсе, а учащимся - создавать дополнительные модули информации, что способствует формированию навыков самостоятельного добывания и переработки информации, поддержанию актуальности пособия, а также интеграции модулей учебного, проверочного и справочного материала в рамках единой среды.